Логопед
Работа учителя-логопеда в школе отличается от работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Наличие проблем в развитии структурных компонентов языка - нарушении произношения отдельных звуков или группы звуков, недоразвитие фонематических процессов, пробелы в грамматическом и лексическом строе речи, недоразвитие письменной речи (или устойчивые специфические ошибки дисграфического характера на письме) — приводят к проблемам в усвоении общеобразовательной программы. Поэтому так важна и необходима работа по устранению речевых недочетов. Коррекция речи поможет детям успешно осваивать образовательную программу, а, значит, способствует социальной адаптации.
Цели логопедических занятий:
- коррекция недостатков звукопроизношения и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении;
- помощь в преодолении трудностей в овладении письменной речью.
Реализация целей достигается через решение следующих задач:
- своевременное выявление детей, имеющих нарушения речи;
- коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся;
- разъяснение специальных знаний по логопедии в целях профилактики речевых и дисграфических нарушений.
Основные направления логопедической работы:
- обследование речи детей с целью выявления нуждающихся в логопедических занятиях;
- совершенствование психологической базы речи; -развитие произвольной моторики пальцев рук;
- коррекция звукопроизношения, развитие и совершенствование фонематических процессов;
- устранение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи, совершенствование устной речи;
- развитие письменной речи (профилактика и преодоление дисграфических ошибок);
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам преодоления речевых нарушений у детей.
Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова, что может привести к ошибкам на письме.
Поэтому важно, чтобы все компоненты речевой системы были развиты у детей в достаточной степени. Преобладает индивидуальная работа.
Как правило, занятия длятся небольшой промежуток времени, но проводятся систематично и регулярно. Очень важна систематичность и повторяемость, регулярность занятий, по принципу «капля камень долбит не силой, а многократным падением».
Полезная информация